Порядок разработки, согласования и утверждения плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (Плана ПЛРН)
· Продолжение данной статьи располагается на странице:
Изменение в законодательстве по разработке и утверждению Плана ПЛРН с 01.01.2022 г.
· Более подробную информацию по всем вопросам, касающихся разработки, согласования и утверждения ПЛРН можно посмотреть на странице Плана ПЛРН.
В соответствии с постановлением Правительства №2451 от 31.12.2020 «Об утверждении Правил организации мероприятий по Плану ПЛРН на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а так же о признании утратившим силу некоторых актов правительства Российской Федерации» с 01.01.2021 отменено постановление правительства №240 от 15 апреля 2002 г. «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», постановление правительства №613 от 21 августа 2000 г. «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».
В соответствии с Постановлением Правительства №1034 от 11.07.2020 с 01.01.2021 отменен Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 декабря 2004 г. № 621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».
Согласно новому законодательству по разработке и согласованию Плана ПЛРН (постановление Правительства №2451 от 31.12.2020 и статья 46 ФЗ №7 «Об охране окружающей среды») согласование и утверждение ПЛРН будет производиться в следующем порядке:
1. Разработка Плана ПЛРН;
1.1. План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен содержать:
а) общие сведения об эксплуатирующей организации, об основных операциях, производимых с нефтью и нефтепродуктами;
б) сведения о потенциальных источниках разливов нефти и нефтепродуктов;
в) максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренные пунктом 1.3. данной статьи;
г) прогнозируемые зоны распространения разливов нефти и нефтепродуктов (с учетом проектных решений по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов) с описанием возможного характера негативных последствий разливов нефти и нефтепродуктов для окружающей среды, населения и нормального функционирования систем его жизнеобеспечения (с учетом климатических, географических, гидрометеорологических особенностей места расположения объекта);
д) перечень первоочередных действий производственного персонала при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов;
е) расчетное время (сроки) локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов;
ж) расчет достаточности сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов с учетом применяемых для этих целей технологий, а также времени локализации разлива нефти и нефтепродуктов с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации при разливе на поверхностных водных объектах (включая их водоохранные зоны) в течение 4 часов, при разливе на сухопутной части территории Российской Федерации – в течение 6 часов;
з) состав и порядок действий сил и средств собственных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, или привлеченных на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, либо собственных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, и привлеченных на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке;
и) порядок привлечения дополнительных сил и средств для осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при разливе нефти и нефтепродуктов в объеме, превышающем максимально расчетный объем разлива нефти и нефтепродуктов и не позволяющем обеспечить его устранение на основе плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
к) схему оповещения, схему организации управления и связи при разливах нефти и нефтепродуктов;
л) мероприятия по организации временного хранения, транспортировки и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов;
м) информацию об объеме работ по каждому из мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, которые необходимо провести для предупреждения и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов. Такая информация указывается в случае если мероприятия предусматривают собственные расходы эксплуатирующей организации на закупку необходимых материалов и оборудования или расходы на оплату работ (услуг) привлекаемых специализированных и экспертных организаций по локализации (ликвидации) разливов нефти и нефтепродуктов (включая расходы на оплату работ (услуг) аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований);
н) информация о стоимости единицы объема работ (услуг) по каждому из мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, которые необходимо выполнить для предупреждения и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов. Такая информация указывается, если мероприятия предусматривают собственные расходы эксплуатирующей организации на закупку необходимых материалов и оборудования или расходы на оплату работ (услуг) привлекаемых специализированных и экспертных организаций по локализации (ликвидации) разливов нефти и нефтепродуктов (включая расходы на оплату работ (услуг) аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований);
о) календарные планы оперативных мероприятий по ликвидации максимальных расчетных объемов разливов нефти и нефтепродуктов, с указанием этапов ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, состоящих из работ по локализации разлива нефти и нефтепродуктов, сбору разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств, размещению собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающему вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.
1.2. К плану предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов прилагаются:
а) копия документа о создании эксплуатирующей организацией и (или) привлечении на договорной основе аварийно-спасательных служб (формирований) для обеспечения мероприятий плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
б) копия документа об аттестации собственных и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб (формирований);
в) копия лицензии подрядных организаций на осуществление деятельности по транспортировке отходов.
1.3. Максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов принимаются для следующих объектов:
а) нефтеналивные самоходные и несамоходные суда, плавучие нефтехранилища, нефтенакопители и нефтеналивные баржи (имеющие разделительные переборки) – 2 смежных танка максимального объема. Для указанных судов с двойным дном и двойными бортами – 50 процентов 2 смежных танков максимального объема;
б) нефтеналивные баржи (не имеющие разделительных переборок) – 50 процентов их общей грузоподъемности;
в) поисковые, разведочные и эксплуатационные скважины – объем нефти, рассчитанный за 72 часа по одной фонтанирующей скважине с максимальным дебитом;
г) железнодорожный подвижной состав – 50 процентов общего объема цистерн с нефтью (нефтепродуктами) в железнодорожном подвижном составе;
д) нефтяные терминалы во внутренних водах (за исключением внутренних морских вод), причалы в речном порту, выносные причальные устройства, внутриобъектовые трубопроводы – 100 процентов объема нефти и нефтепродуктов при максимальной прокачке за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке;
е) внутрипромысловые и межпромысловые трубопроводы (в том числе надводные и подводные, проходящие через водные объекты) – 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода (для трубопроводов, оборудованных дистанционными системами обнаружения утечек нефти и нефтепродуктов, системами контроля режимов работы трубопроводов, – 100 процентов объема нефти и нефтепродуктов при максимальной прокачке за время срабатывания системы в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытия задвижек на поврежденном участке);
ж) магистральные трубопроводы при порыве – 25 процентов максимального объема прокачки нефти и нефтепродуктов за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке, и объем нефти и нефтепродуктов в трубопроводе между задвижками на поврежденном участке с учетом профиля трассы;
з) магистральные трубопроводы при проколе – 2 процента максимального объема прокачки за время между последовательным осмотром (мониторингом), установленное распорядительной или утвержденной проектной документацией (для трубопроводов, оборудованных дистанционными системами обнаружения утечек нефти и нефтепродуктов, системами контроля режимов работы трубопроводов, процент максимального объема нефти и нефтепродуктов определяется порогами срабатывания таких систем);
и) магистральные трубопроводы при пересечении водных объектов – 25 процентов максимального объема прокачки нефти и нефтепродуктов за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке, и объем нефти и нефтепродуктов в трубопроводе между задвижками на поврежденном участке с учетом профиля трассы;
к) технологические трубопроводы (кроме внутрипромысловых и межпромысловых трубопроводов) – 25 процентов максимального объема прокачки нефти и нефтепродуктов, определяемой характеристиками насосного оборудования, за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке, и объем нефти и нефтепродуктов в трубопроводе между задвижками на поврежденном участке;
л) склады нефти и нефтепродуктов, склады горюче-смазочных материалов и другие емкости для нефти и нефтепродуктов, входящие в состав технологических установок или используемые в качестве технологических аппаратов, – 100 процентов объема одной наибольшей емкости.
2. Согласование Плана ПЛРН Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Предоставление Плана ПЛРН в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) на согласование
Срок согласования Плана ПЛРН не должен превышать двадцать рабочих дней со дня получения этого плана Росприроднадзором.
В случае поступления в эксплуатирующую организацию замечаний от Росприроднадзора, такая организация после доработки указанного плана с учетом данных замечаний направляет его на повторное согласование.
Срок повторного согласования Плана ПЛРН не должен превышать десять рабочих дней со дня его получения Росприроднадзором.
Эксплуатирующая организация направляет уведомление об утверждении указанного плана в федеральные органы исполнительной власти, определяемые соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, с приложением утвержденного плана.
3. Разработка Плана комплексных (тренировочных) учений;
План комплексных учений должен включать информацию:
а) о дате (включая резервную), времени и районе (месте) проведения комплексных учений;
б) о теме и целях комплексных учений;
в) об исходной обстановке (аварийном объекте, источнике загрязнения);
г) об этапах комплексных учений и их продолжительности, учебных вопросах, отрабатываемых в ходе таких этапов;
д) о составе привлекаемых на комплексные учения сил и средств для локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов;
е) о цели действий и задачах привлекаемых сил и средств, порядке и сроках их развертывания и свертывания на комплексных учениях (описание, схемы, планы и карты), а также о сроках выполнения силами и средствами каждого мероприятия, предусмотренного планом;
ж) об организации руководства комплексным учением (схемы оповещения, информационного взаимодействия и связи);
з) о мерах безопасности при подготовке и проведении комплексных учений.
4. Предоставление копии Плана ПЛРН и плана комплексных (тренировочных) учений в ГУ МЧС России по соответствующему субъекту РФ для согласования плана комплексных (тренировочных) учений ГУ МЧС России по соответствующему субъекту РФ.
Для проведения комплексных учений эксплуатирующая организация не менее чем за 20 рабочих дней до планируемой даты проведения комплексных учений направляет в ГУ МЧС России по соответствующему субъекту РФ, в пределах которого размещен объект, уведомление о проведении комплексных учений с указанием:
а) полного и сокращенного наименования эксплуатирующей организации, фамилии, имени и отчества руководителя эксплуатирующей организации, контактного телефона, электронной почты и адреса эксплуатирующей организации;
б) планируемой даты (основной и резервной), времени и места проведения комплексных учений.
Уведомление о проведении комплексных учений и план комплексных учений рассматриваются в течение 10 рабочих дней со дня их поступления.
По результатам рассмотрения уведомления о проведении комплексных учений и плана комплексных учений ГУ МЧС России по субъекту РФ направляет в эксплуатирующую организацию:
а) информацию о подтверждении даты, времени и места проведения комплексных учений
б) информацию об обнаруженных несоответствиях уведомления и (или) плана комплексных учений требованиям в данном пункте и пункте № 3 данной статьи (пунктах 10 и 11 ПП РФ от 31.12.2020 № 2451)
Эксплуатирующая организация с учетом устранения замечаний, полученных от ГУ МЧС России по субъекту РФ, либо при невозможности проведения комплексных учений в установленные раннее даты вправе повторно направить уведомление о проведении комплексных учений и план комплексных учений в ГУ МЧС России по субъекту РФ в соответствии с данным пунктом и пунктом № 3 данной статьи (пунктах 10 и 11 ПП РФ от 31.12.2020 № 2451)
Указанные уведомление и план комплексных учений повторно рассматриваются в ГУ МЧС России по субъекту РФ в течение 5 рабочих дней со дня их поступления.
5. Проведение комплексных (тренировочных) учений;
В целях оценки готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в ходе проведения комплексных учений ГУ МЧС России по субъекту РФ создается комиссия по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее – комиссия), в состав которой входят председатель комиссии и члены комиссии.
В комиссию входят представители главного управления МЧС России, территориального органа Ростехнадзора, Росприроднадзора, Росморречфлота (при наличии объектов эксплуатирующей организацией, расположенных на внутренних водных путях), а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территориях которых расположен объект эксплуатирующей организации.
Председателем комиссии назначается представитель главного управления МЧС России.
Во время проведения комплексных учений должны быть осуществлены следующие мероприятия:
а) оповещение об условном (учебном) разливе нефти и (или) нефтепродуктов;
б) сбор и организация работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности эксплуатирующей организации;
в) организация взаимодействия с органами управления и силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
г) выдвижение сил и средств к месту условного (учебного) разлива нефти и (или) нефтепродуктов;
д) проведение разведки места условного (учебного) разлива нефти и (или) нефтепродуктов;
е) проведение мероприятий по локализации условного (учебного) разлива нефти и (или) нефтепродуктов;
ж) проведение мероприятий по ликвидации разлива нефти с использованием средств сбора нефти и (или) нефтепродуктов;
з) организация временного хранения и транспортировки собранных нефти и (или) нефтепродуктов, нефтезагрязненных отходов;
и) передача донесений при ликвидации разлива нефти и (или) нефтепродуктов.
Результаты комплексных учений признаются комиссией удовлетворительными при выполнении привлеченными к комплексным учениям силами и средствами всех мероприятий.
По результатам проведения комплексных учений в день их окончания комиссия готовит заключение.
В заключении указываются:
а) полное и сокращенное наименование эксплуатирующей организации;
б) реквизиты решения ГУ МЧС России по субъекту РФ о создании комиссии и об утверждении состава комиссии;
в) дата, время начала, время окончания и место проведения комплексных учений;
г) перечень сил и средств, привлеченных к проведению комплексных учений;
д) расчетный объем разлива нефти и нефтепродуктов в соответствии с планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
е) перечень этапов комплексных учений с указанием времени и даты начала и окончания проведения мероприятий по каждому этапу;
ж) оценка по результатам проведения комплексных учений
з) вывод комиссии о готовности (неготовности) эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки по результатам проведения комплексных учений (в случае принятия решения комиссией о неготовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов указываются обоснования такого решения и рекомендации комиссии по устранению замечаний).
6. Утверждение Плана ПЛРН организацией.
После согласования Плана ПЛРН с Росприроднадзором и проведении комплексных (тренировочных) учений, план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается эксплуатирующей организацией.
Для получения точной информации, просьба позвонить нам по номеру: 8 (831) 423-82-19, либо написать на электронную почту: pro4238219@yandex.ru.
Рады будем ответить на любые Ваши вопросы.