При транспортировки и хранении нефти и ее продуктах на море могут происходит аварийные нефтяные разливы. Большая части всей нефти, которая добывается в шлейфе мирового океана, транспортируется посредством танкеров. ЧС, возникающие в результате повреждений танкеров и приводящие к аварийным нефтяным разливом могут повлечь за собой тяжело поправимые экологические последствия и привести к значительным материальным убыткам.
План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) во время транспортировки и хранения нефти и нефтепродуктов на море
При транспортировки и хранении нефти и ее продуктах на море могут происходит аварийные нефтяные разливы.
Большая части всей нефти, которая добывается в шлейфе мирового океана, транспортируется посредством танкеров. ЧС, возникающие в результате повреждений танкеров и приводящие к аварийным нефтяным разливом могут повлечь за собой тяжело поправимые экологические последствия и привести к значительным материальным убыткам.
Нефтяные разливы в результате аварийных ситуаций возникают зачастую по следующим причинам: негативные метеорологические условия, плохое состояние танкера, ошибки обслуживающего персонала и т.д.
Существует классификация Международной федерации владельцев танкеров, в соответствии с которой разливы нефти делятся на 3 категории в зависимости от объемов вылившейся нефти и нефтепродукта:
- малые — менее 7 т;
- средние — от 7 до 700 т;
- большие — более 700 т.
Статистику данных по причинам разлива нефти и нефтепродуктов за 1974-2005г см. Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3.
Рисунок 1. Статистика причин разлива нефти и нефтепродуктов объёмом не более 7 тонн.
Рисунок 2. Статистика причин разлива нефти и нефтепродуктов объёмом от 7 до 700 тонн.
Рисунок 3. Статистика причин разлива нефти и нефтепродуктов объёмом более 700 тонн.
В результате анализа предложенной статистики, можно сделать вывод, что большее количество инцидентов загрязнения морской поверхности нефтью и ее продуктами приходится на небольшие разливы (<7 т), а число больших разливов нефти и нефтепродуктов заметно меньше.
Вычисление частоты и объемов разливов нефти в результате ЧС танкеров на море базируется на статистике ИМО, согласно которой для морей с интенсивным судоходством частота аварий составляет (на 106 миль):
- посадка на мель — 5,4;
- столкновение — 1,9;
- повреждение конструкции — 0,48,;
- пожар, взрыв – 0,063.
Ряд факторов, таких как частота судоходства, конструкционные особенности танкера перевозчика и навигационные условия, оказывают влияние на вероятность возникновения разливов и их объем. При посадке танкера на мель с пробитием дна вероятность разлива 5% груза из поврежденных танков равна 0,5, а вероятность разлива 95% груза – 0,002; при столкновении – 95% груза в зависимости от расположения пробитой части относительно от ватерлинии.
Вероятностная частота ЧС на танкере равна 0,4 на 1000 рейсов в открытом море и 0,25 в потенциально аварийных местах. С учетом частоты аварий с посадкой на мель и столкновением, объём разлива нефтяных масс составит 1/48 от объёма всей перевозимой нефти в рейсе.
При переносе нефти и нефтепродуктов с танкера-хранилища на челночный танкер вероятностная частота её разлива составляет 1,2 ∙10−3 год−1
Нефтяные разливы на танкерах зачастую случаются и в портах и подразделяются на:
- эксплуатационные.
- бункерные .
- смешанные.
Величина бункерных разливов составляет порядка 730 л, эксплуатационных — 2550 л, а смешанных — 20 000 л.
Средние объемы нефтяных разливов разнятся в зависимости от приемистости нефтяного терминала.
Математическое моделирование используется для предсказания поведения нефти и ее продуктов в водных условиях. Путем применения программы «Информационная система прогнозирования разливов нефти» были смоделированы процессы, которые происходили в разливе нефти на поверхности водоема, в частности: распределение, испарение, дисперсификация, эмульгирование, изменение показателя вязкости, сгорание, взаимодействие нефтяных масс с внешней средой и возможностями нейтрализации разливов нефти.
В качестве начальных данных для воспроизведения процесса должны быть использованы:
- Расположение источника
- Размер разлива
- Характеристики нефти
- Скорость и направленность ветра
- Скорость и направленность течения воды
- Температуры воздуха и воды
- Плотность воды
- Характеристики берегов
Моделированное воспроизведение процесса производится с высокой точностью и учетом процессов, происходящих непосредственно в самом нефтяном разливе, а также в результате его внешних взаимодействий.
Таблица 1. Годовая повторяемость скорости ветра
Скорость ветра, м/с | Повторяе-мость 2005г, % | Повторяе-мость 2006г, % | Повторяе-мость 2007г, % | Повторяе-мость 2008г, % | Повторяе-мость 2009г, % | Повторяе-мость 2010г, % | Повторяе-мость 2011г, % | Повторяе-мость 2012г, % | Повторяе-мость 2013г, % | Повторяе-мость 2014г, % |
0,5-1,7 | 1 | 1 | 0,5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,5 | 1,2 | 1 |
1,7-3,3 | 7 | 9 | 6,5 | 6 | 7 | 7 | 6,5 | 8 | 8 | 6 |
3,3-5,2 | 14 | 16 | 13 | 13,5 | 14 | 16 | 15 | 14,5 | 15,7 | 13,3 |
5,2-7,4 | 17 | 20 | 17,5 | 17 | 19 | 19 | 18 | 17,5 | 18,7 | 18,5 |
7,4-9,8 | 19 | 19 | 18,5 | 17,5 | 19,5 | 17 | 18 | 18,5 | 18,5 | 19,5 |
9,8-12,4 | 18 | 17 | 18,5 | 19 | 18,5 | 17 | 18,8 | 17,7 | 18 | 19 |
12,4-15,2 | 13,5 | 12 | 15 | 16 | 14 | 14 | 14,8 | 13 | 13 | 14 |
15,2-18,2 | 8 | 5 | 7 | 6,5 | 5 | 6,7 | 6 | 6 | 5 | 6 |
18,2-21,5 | 2 | 1 | 3 | 3 | 1,5 | 2 | 1,6 | 2,5 | 1,5 | 2,5 |
21,5-25,1 | 0,5 | 0 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,3 | 0,3 | 0,8 | 0,4 | 0,2 |
Таблица 2. Повторяемость направления ветра.
Год | Направление ветра, румб (град) | |||||||
С (180) |
СВ
(225) |
В
(270) |
ЮВ
(315) |
Ю
(0) |
ЮЗ
(45) |
З
(90) |
СЗ
(135) |
|
Повторяемость 2005, % | 11,1 | 8,1 | 10,3 | 11,1 | 19,0 | 12,6 | 20,9 | 6,9 |
Повторяемость 2006, % | 7,9 | 7,6 | 9,0 | 11,1 | 14,2 | 20,2 | 17,1 | 12,9 |
Повторяемость 2007, % | 10,7 | 7,5 | 10,4 | 9,9 | 11,6 | 11,1 | 25,6 | 13,2 |
Повторяемость 2008, % | 10,7 | 9,1 | 9,9 | 8,3 | 12,9 | 12,6 | 25,2 | 11,4 |
Повторяемость 2009, % | 10,2 | 10,0 | 11,4 | 12,4 | 14,5 | 8,9 | 21,5 | 11,1 |
Повторяемость 2010, % | 11,0 | 7,8 | 12,4 | 16,8 | 14,3 | 7,8 | 18,9 | 10,9 |
Повторяемость 2011, % | 7,9 | 9,5 | 8,4 | 12,9 | 11,0 | 9,7 | 25,1 | 15,4 |
Повторяемость 2012, % | 10,9 | 5,8 | 10,1 | 7,7 | 15,5 | 9,1 | 25,9 | 15,1 |
Повторяемость 2013, % | 13,7 | 8,7 | 14,9 | 9,7 | 18,7 | 7,0 | 16,1 | 11,2 |
Повторяемость 2014, % | 9,3 | 6,4 | 9,3 | 18,4 | 18,8 | 9,0 | 19,0 | 9,9 |
В ходе подготовки ПЛАРН во время транспортировки и хранении нефти и нефтепродуктов на море, рассчитываются теоретические размеры (объемы, площади) разлива и определяются границы ЧС с учетом временных промежутков от начала возникновения аварии.
Итогом плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов во время транспортировки и хранении нефти и нефтепродуктов на море является определение: теоретических размеров (площади, объемов) разлива нефтяных масс, установления границ ЧС и градация в зависимости от времени (см. пример на Рисунке 1), вероятности загрязнения береговой полосы (см. пример на Рисунок 2).
После определения масштабов ЧС, подготавливается план с учетом временных и силовых характеристик для локализации и ликвидации аварии и составляется Календарный план (порядок действий в случае ЧС).
Рисунок. 1. Границы зон ЧС(Н) на 72 часа после разлива нефти и нефтепродуктов во время транспортировки.
Рисунок 2. Картированная вероятности загрязнения береговой полосы через 72 часа после разлива нефти и нефтепродуктов во время транспортировки.
Возникновение нефтяных разливов при во время транспортировки и хранения нефти подразумевает готовность к ликвидации ЧС аварийных разливов нефтяных продуктов. Для этого наша компания ПРОМЭКОПРОЕКТ выполняет весь спектр работ, связанных с разливами нефти, и нефтепродуктов.
Работа выполняется в несколько этапов:
- Подготовка ПЛАРН и Календарного плана мероприятий при риски или возникновении ЧС на объекте.
- Расчет силовых средств для локализации и ликвидации нефтяных разливов на объекте, устранения возгорания на акватории.
- Подготовка материалов для проведения оценки воздействия на окружающую среду в составе Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти
- Согласование и редактура плана с клиентом
- Организация обсуждения материалов плана в ОВОС соответствующих административных районов ответственности происхождения разлива. Информирование представителей общественности, работа с замечаниями.
- Представление и согласование ПЛАРН в государственных органах в соответствии с указаниями законодательства Российской Федерации
- Подготовка заявления и отправка документов в (Росприроднадзор на государственную экологическую экспертизу.
- Сопровождение прохождения государственной экологической экспертизы: участие в заседаниях комиссии при рассмотрении документации, работа с замечаниями и вопросами.
- Предоставление клиенту в электронном виде выполненной работы, включая текстовые документы и рисунки (в т.ч. картографические) в форматах редактирования.
Мы рады ответить на все интересующие Вас вопросы, касающиеся промышленной и экологической безопасности по т. 8(831) 423-82-19, либо по электронной почте: pro4238219@yandex.ru