План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) при бункеровке судов на море.
В результате бункеровки судов на море могут возникать аварийные разливы.
Бункеровка – это процесс дозаправки судна топливом и моторными маслами. Она может быть реализована как у причала, так и на ходу или в дрейфе. Бункеровщик – это судно с цистерной, реализующее поставку бункеруемых материалов, чаще всего – танкер. При малых бункеровочных объемах могут быть использованы плавучие заправочные станции (ПЗС).
Разливы, происходящие во время бункеровки, носят, как правило, локальный характер. Широкие разливы нефти и её продуктов могут происходить в результате столкновений и иных аварий.
Основные причины разливов нефти и нефтепродуктов во время бункеровки судов:
- Несоблюдение технологического процесса проведения работ с грузом;
- Нанесение повреждений корпуса танкера-переносчика и последующей его разгерметизации в связи с его негодным состоянием и/или механическими повреждениями;
- Разрыв «гибкого рукава», то есть неисправности системы грузопередачи;
- Разгерметизация соединительных узлов при грузопередаче;
- Разрывы соединительных систем и муфт;
- Повреждения контрольных датчиков, в том числе уровнемеров, закрывающих клапанов;
- Переполнение резервуаров хранения нефти.
Математическое моделирование используется для предсказания поведения нефти и ее продуктов в водных условиях. Путем применения программы «Информационная система прогнозирования разливов нефти» были смоделированы процессы, которые происходили в разливе нефти на поверхности водоема, в частности: распределение, испарение, дисперсификация, эмульгирование, изменение показателя вязкости, сгорание, взаимодействие нефтяных масс с внешней средой и возможностями нейтрализации разливов нефти.
В качестве начальных данных для воспроизведения процесса должны быть использованы:
- Расположение источника
- Размер разлива
- Характеристики нефти
- Скорость и направленность ветра
- Скорость и направленность течения воды
- Температуры воздуха и воды
- Плотность воды
- Характеристики берегов
Моделированное воспроизведение процесса производится с высокой точностью и учетом процессов, происходящих непосредственно в самом нефтяном разливе, а также в результате его внешних взаимодействий.
Таблица 1. Годовая повторяемость скорости ветра
Скорость ветра, м/с | Повторяе-мость 2005г, % | Повторяе-мость 2006г, % | Повторяе-мость 2007г, % | Повторяе-мость 2008г, % | Повторяе-мость 2009г, % | Повторяе-мость 2010г, % | Повторяе-мость 2011г, % | Повторяе-мость 2012г, % | Повторяе-мость 2013г, % | Повторяе-мость 2014г, % |
0,5-1,7 | 1 | 1 | 0,5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,5 | 1,2 | 1 |
1,7-3,3 | 7 | 9 | 6,5 | 6 | 7 | 7 | 6,5 | 8 | 8 | 6 |
3,3-5,2 | 14 | 16 | 13 | 13,5 | 14 | 16 | 15 | 14,5 | 15,7 | 13,3 |
5,2-7,4 | 17 | 20 | 17,5 | 17 | 19 | 19 | 18 | 17,5 | 18,7 | 18,5 |
7,4-9,8 | 19 | 19 | 18,5 | 17,5 | 19,5 | 17 | 18 | 18,5 | 18,5 | 19,5 |
9,8-12,4 | 18 | 17 | 18,5 | 19 | 18,5 | 17 | 18,8 | 17,7 | 18 | 19 |
12,4-15,2 | 13,5 | 12 | 15 | 16 | 14 | 14 | 14,8 | 13 | 13 | 14 |
15,2-18,2 | 8 | 5 | 7 | 6,5 | 5 | 6,7 | 6 | 6 | 5 | 6 |
18,2-21,5 | 2 | 1 | 3 | 3 | 1,5 | 2 | 1,6 | 2,5 | 1,5 | 2,5 |
21,5-25,1 | 0,5 | 0 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,3 | 0,3 | 0,8 | 0,4 | 0,2 |
Таблица 2. Повторяемость направления ветра.
Год | Направление ветра, румб (град) | |||||||
С (180) |
СВ
(225) |
В
(270) |
ЮВ
(315) |
Ю
(0) |
ЮЗ
(45) |
З
(90) |
СЗ
(135) |
|
Повторяемость 2005, % | 11,1 | 8,1 | 10,3 | 11,1 | 19,0 | 12,6 | 20,9 | 6,9 |
Повторяемость 2006, % | 7,9 | 7,6 | 9,0 | 11,1 | 14,2 | 20,2 | 17,1 | 12,9 |
Повторяемость 2007, % | 10,7 | 7,5 | 10,4 | 9,9 | 11,6 | 11,1 | 25,6 | 13,2 |
Повторяемость 2008, % | 10,7 | 9,1 | 9,9 | 8,3 | 12,9 | 12,6 | 25,2 | 11,4 |
Повторяемость 2009, % | 10,2 | 10,0 | 11,4 | 12,4 | 14,5 | 8,9 | 21,5 | 11,1 |
Повторяемость 2010, % | 11,0 | 7,8 | 12,4 | 16,8 | 14,3 | 7,8 | 18,9 | 10,9 |
Повторяемость 2011, % | 7,9 | 9,5 | 8,4 | 12,9 | 11,0 | 9,7 | 25,1 | 15,4 |
Повторяемость 2012, % | 10,9 | 5,8 | 10,1 | 7,7 | 15,5 | 9,1 | 25,9 | 15,1 |
Повторяемость 2013, % | 13,7 | 8,7 | 14,9 | 9,7 | 18,7 | 7,0 | 16,1 | 11,2 |
Повторяемость 2014, % | 9,3 | 6,4 | 9,3 | 18,4 | 18,8 | 9,0 | 19,0 | 9,9 |
В ходе подготовки ПЛАРН при бункеровке судов на воде, рассчитываются теоретические размеры (объемы, площади) разлива и определяются границы ЧС с учетом временных промежутков от начала возникновения аварии.
Итогом плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при бункеровке судов является определение: теоретических размеров (площади, объемов) разлива нефтяных масс, установления границ ЧС и градация в зависимости от времени (см. пример на Рисунке 1), вероятности загрязнения береговой полосы (см. пример на Рисунок 2).
После определения масштабов ЧС, подготавливается план с учетом временных и силовых характеристик для локализации и ликвидации аварии и составляется Календарный план (порядок действий в случае ЧС).
Рисунок. 1. Границы зон ЧС(Н) на 72 часа после разлива нефти и нефтепродуктов во время бункеровки судна.
Рисунок 2. Картированная вероятности загрязнения береговой полосы через 72 часа после разлива нефти и нефтепродуктов во время бункеровки судна.
Возникновение нефтяных разливов подразумевает готовность к ликвидации ЧС аварийных разливов нефтяных продуктов. Для этого наша компания ПРОМЭКОПРОЕКТ выполняет весь спектр работ, связанных с разливами нефти, и нефтепродуктов.
Работа выполняется в несколько этапов:
- Производится работа по: «Моделированию разлива нефти и нефтепродуктов в районе бункеровки с учетом навигационно-гидрографических и гидрометеорологических особенностей района разлива».
- Производится работа по ПЛАРН для бункеровки и Плана тренировочных учений.
- Согласование и редактура плана с клиентом
- Представление и согласование ПЛАРН в государственных органах в соответствии с указаниями законодательства Российской Федерации
- По необходимости, устранение возникших замечаний в результате проведения согласований плана
- Сопровождение при согласовании ПЛАРН в региональных и территориальных уполномоченных подразделениях, представление проектов Плана ЛРН на согласование в Федеральном агентстве морского и речного транспорта (Росморречфлот).
- Отправка уведомления об утверждении:
- в Министерство энергетики Российской Федерации;
- в главное управление Министерства Российской Федерации по делам ГО, ЧС
- в Федеральное агентство морского и речного транспорта, службу по надзору природопользования, рыболовное агентство
- Предоставление клиенту в электронном виде выполненной работы, включая текстовые документы и рисунки (в т.ч. картографические) в форматах редактирования.
Мы рады ответить на все интересующие Вас вопросы, касающиеся промышленной и экологической безопасности по т. 8(831) 423-82-19, либо по электронной почте: pro4238219@yandex.ru